На днях ко мне в магазин зашел начинающий любитель бонсай. Купил трехлетний клен и тут же попытался полностью его сформировать – обрезал почти все ветки, наложил проволоку... Пришлось буквально спасать деревце. Эх, сколько раз я видел подобное за двадцать лет практики! А ведь главное в искусстве бонсай – это терпение.
Философия формирования
В Японии я учился у мастера Танаки. Помню, как он часами мог смотреть на дерево, прежде чем сделать первый срез. "Дерево само подскажет, где и когда его нужно формировать", – говорил он. И правда – если внимательно наблюдать за растением, начинаешь понимать его природный характер роста.
Искусство бонсай родилось не просто так. Оно основано на глубоком понимании природных процессов. И я до сих пор учусь этому. Каждое дерево – как отдельная личность. У меня был случай с можжевельником – упрямый попался, никак не хотел расти так, как я планировал. Пришлось подстраиваться под его характер. И получилось даже лучше, чем задумывалось изначально.
Базовые правила работы
Давайте начнем с простого. На мой взгляд, есть несколько ключевых моментов, без которых никак:
-
Сначала наблюдаем, потом действуем. У меня в практике был забавный случай – клиент настолько торопился сформировать свой первый бонсай, что забыл про этот принцип. В итоге вместо изящного деревца получил что-то похожее на веник. Пришлось два года восстанавливать.
-
Работаем поэтапно. Иначе говоря, нельзя сделать все и сразу. Помню свой первый бонсай – я тоже пытался за неделю получить столетнее дерево. Теперь-то я знаю, что хороший бонсай – это как хорошее вино, требует времени.
-
Учитываем сезонность. Каждое время года – это свой инструмент в руках мастера. Весной мы формируем новый рост, летом корректируем форму, осенью готовим к зиме.
Подготовка к работе
Прежде чем браться за инструменты, нужно:
-
Оценить состояние дерева. Недавно пришлось реанимировать дерево бонсай, который привезли ко мне после неудачной обрезки. Владелец не проверил здоровье растения перед формированием.
-
Определить желаемую форму. Но, как я часто говорю своим ученикам, форма должна соответствовать природному характеру дерева. Пытаться сделать из клена можжевельник – все равно что учить рыбу летать.
-
Подготовить инструменты. Тут главное не усердствовать – для начала достаточно хороших ножниц и кусачек. Как-то раз ко мне пришел новичок с целым чемоданом инструментов, а использовал в итоге только два.
В следующих разделах мы подробно разберем каждую технику формирования. Но сначала давайте запомним главное правило, которое я вывел за годы практики: в работе с бонсай лучше сделать меньше, но правильно, чем торопиться и потом жалеть. Как говорил мой японский учитель: "Дерево растет не один день, и формировать его нужно не один день".
Формирование бонсай
Самые ценные уроки о формировании бонсай я получил не в Японии, а наблюдая за деревьями в нашем лесу. Природа – лучший учитель, и она не устает это доказывать.
Обрезка ветвей
На днях принесли мне клен с беспорядочно обрезанными ветками. "Я старался сделать крону симметричной", – объяснял владелец. Пришлось рассказывать, что в природе совершенная симметрия – большая редкость.
При обрезке ветвей важно помнить несколько базовых принципов:
-
Первым делом удаляем все мертвые, больные и поврежденные ветви. Был у меня случай: клиент настаивал оставить засохшую ветку "для художественности". Через месяц пришлось спасать дерево от грибка.
-
Далее убираем ветви, растущие внутрь кроны. В природе такие ветки отмирают сами – дереву нужен свет и воздух.
-
Из двух перекрещивающихся веток оставляем ту, что лучше вписывается в общую композицию. Как-то раз не удалил такие ветки у бонсай можжевельника – через год они натерли друг друга до древесины.
Обрезка побегов
В работе с побегами главное – вовремя заметить момент, когда нужно вмешаться. Помню, пропустил неделю весной – и молодые побеги сосны стали такими жесткими, что пришлось ждать следующего сезона.
Для разных пород техника различается:
-
У сосен и елей прищипываем свежие побеги, когда они еще напоминают свечки. Если опоздать – побеги одревеснеют, и форму придется корректировать уже серьезной обрезкой.
-
У лиственных деревьев молодые побеги можно обрезать практически в любое время вегетационного периода. Но тут важно следить за силой роста – если дерево слабое, лучше дать ему окрепнуть.
Обрезка листьев
"Зачем обрезать листья, если они сами опадут осенью?" – часто спрашивают меня начинающие. Отвечаю историей про свой первый клен: пока не начал регулярно обрезать листья, он выглядел как обычное деревце, а не бонсай.
Техника обрезки листьев требует понимания нескольких моментов:
-
Сроки. На своем горьком опыте убедился – обрезка листьев в неподходящее время может серьезно ослабить дерево. Теперь делаю это только в конце июня – начале июля, когда растение наиболее устойчиво.
-
Интенсивность. У каждой породы свой предел. У клена можно удалить все листья разом, а вот бук такого издевательства не простит. Был случай: молодой коллега полностью оголил бук – дерево чуть не погибло.
-
Периодичность. Обрезку листьев достаточно проводить раз в два года. Например, в начале практики я увлекался и делал это каждый сезон. Деревья слабели, восстановление занимало много времени.
Главное – помнить, что любая обрезка это стресс для растения. Как говорил мой японский учитель: "Прежде чем резать, подумай трижды". За двадцать лет практики я убедился в мудрости этих слов.
Использование проволоки, скрепление скобками, натяжные и растягивающие приспособления
Эх, помню свой первый опыт с проволокой - трясущиеся руки, пот градом и полная уверенность, что сейчас загублю дерево. Прошло двадцать лет, а я до сих пор краснею, вспоминая тот случай. Хотя, именно такие ошибки и сделали из меня мастера.
Использование проволоки
При работе с проволокой важно помнить три главных правила:
Правильный размер проволоки- Толщина проволоки должна быть примерно третью от толщины ветки
- Для молодых побегов использую проволоку тоньше спички
- На толстые ветви ставлю проволоку с карандаш
Был тут недавно случай - принес клиент сосну. Ветки тонкие, а проволоку накрутил толстенную. "В интернете вычитал - чем толще, тем лучше держит!" Еле отговорил. Целый час потом распутывали.
Время наложения проволоки- Лучшее время - поздняя осень или зима
- В период активного роста проволоку не накладываем
- На лиственных породах держим не больше сезона
На днях пришлось спасать клен - горе-мастер обмотал его в середине лета. Дерево пошло в рост, проволока врезалась... Три месяца потом выхаживал.
Техника наложения- Витки идут под углом 45 градусов
- Между витками оставляем равные промежутки
- Проволоку не натягиваем слишком сильно
Скрепление скобками
Когда обычная проволока не справляется, использую скобки. Особенно они хороши для работы с толстыми ветвями. Вот основные моменты:
Материал для скобок- Использую только медную проволоку
- Под каждую скобку кладу кожаную прокладку
- Размер подбираю по толщине ветки
Установка и контроль
- Ставлю скобки только на здоровую кору
- Проверяю каждый месяц
- При первых признаках врастания ослабляю или переставляю
Был случай - поленился подложить защиту под скобку. Через неделю прихожу - а там рана на коре. С тех пор без прокладки даже мелкие скобки не ставлю.
Натяжные и растягивающие приспособления
Это, пожалуй, самая интересная техника. Тут все как в хорошем цирковом номере - главное правильно распределить нагрузку.
Основные принципы- Работаем постепенно, без рывков
- Всегда используем защитные прокладки
- Регулярно проверяем натяжение
Практические советы
- Для тонких веток использую специальный шнур
- На толстые ставлю тросики
- Между корой и тросом всегда кладу кожаную прокладку
Кстати, об инструментах. Многие спрашивают - почему именно тросики, а не веревки? Тут все просто - веревка от влаги разбухает, потом ссыхается. А тросик что зимой, что летом одинаково работает. Правда, крепить его нужно с умом. У меня для этого специальные кожаные прокладки есть, сам делаю из старых ремней.
Специальные техники
За двадцать лет работы с бонсай я понял - иногда приходится действовать как хирург. Особенно когда дело касается воздушных отводков или искусственного старения. Тут ведь как в медицине - главное не навредить.
Воздушные отводки
Эх, помню свой первый воздушный отводок... Трясущиеся руки, пот градом и полная уверенность, что сейчас загублю дерево. А мой японский учитель стоит рядом и посмеивается: "Дерево сильнее, чем ты думаешь". И ведь оказался прав - тот клен до сих пор растет у меня в саду.
Если говорить по существу, воздушные отводки делаем в трех случаях:
Когда ствол слишком высокий- Вот недавно принесли клен - красавец, но два метра высотой
- Сделали отводок на высоте 40 см
- Через год получили идеальный бонсай с готовой кроной
При некрасивом основании
- Был случай с вязом - корни все однобокие
- Отводком сформировали новую корневую систему
- Старые корни постепенно удалили
Для омоложения дерева
- На прошлой неделе спасали можжевельник
- Нижняя часть почти засохла, а крона шикарная
- Отводок помог сохранить верхнюю часть
Искусственное старение
А вот с этой техникой вообще интересная история вышла. Приходит ко мне как-то клиент с десятилетним можжевельником: "Хочу, чтобы выглядел на все сто!" Ну, думаю, сейчас объясню, что дереву нужно время... А он достает фотографии горных можжевельников - все потрепанные ветрами, с обнаженными корнями. И это натолкнуло меня на интересные эксперименты.
Для искусственного старения использую три основные техники:
Джин- Снимаем кору с отдельных веток
- Древесину отбеливаем специальным составом
- Даем фактуре проявиться естественным путем
Шари
- Обнажаем часть ствола
- Работаем аккуратно, оставляя живые участки
- Создаем эффект многолетней борьбы с природой
Расщепление
- Тут главное - не переусердствовать
- Работаем только с крепкими деревьями
- Имитируем удар молнии или воздействие ветров
Искусственное старение - это как макияж для дерева. Можно сделать естественно и красиво, а можно перестараться и получить что-то неестественное. Вот был у меня случай: начинающий мастер так увлекся техникой джин, что оголил почти все ветки. Дерево, конечно, выглядело эффектно... примерно неделю. А потом начало сохнуть.
Важные моменты при работе:
Выбор времени- Лучшее время - ранняя весна
- В период активного роста не работаем
- Зимой даем дереву отдохнуть
Инструменты
- Использую только специальные резцы
- Кусачки должны быть идеально острыми
- Отбеливатель только качественный
Последующий уход
- Регулярно проверяем места обработки
- Защищаем от избытка влаги
- При первых признаках проблем сразу принимаем меры
Искусственное старение - это как хороший крем от морщин. Если переборщить - будет только хуже. А вот если работать аккуратно и с умом - можно добиться потрясающих результатов.
Посадка на скалы, ландшафты с бонсай, миниатюрные леса
Когда я впервые увидел бонсай на скале в Японии, то подумал - это какое-то волшебство. Но мой учитель только рассмеялся: "Природа сама показывает нам путь. Посмотри на горные склоны".
Инструменты и материалы
Прежде чем начать работу, давайте подготовим все необходимое. Тут как в хирургии - каждый инструмент должен быть под рукой. Нам понадобится:
- Ударная электродрель и тонкое длинное зубило
- Проволока для бонсай толщиной 2 мм
- Нарезанный листовой свинец
- Подходящая скальная порода
- Почвенная смесь и немного щебня
- Пластичная глина для основания
Был случай - начинающий мастер решил сэкономить на материалах, использовал обычную проволоку. Через месяц она проржавела, и вся композиция рассыпалась.
Посадка растений в скалы
И есть два основных способа работы со скалами. Первый - это посадка в скалы. Тут все как в горах: находим или создаем углубления, куда будут высажены растения.
Важные моменты при посадке:
- Обязательно делаем дренажные отверстия
- Закрепляем растения проволочными петлями
- Используем специальную почвенную смесь
Недавно клиент спрашивает: "А можно без дренажа?" Пришлось рассказывать историю про свой первый опыт - чуть не загубил прекрасный можжевельник из-за застоя воды.
Ландшафты с бонсай
А вот с ландшафтами особая история. Тут важно не увлечься - иногда меньше значит больше. Помню, принес мне как-то ученик свою работу: три дерева, пять камней, мох, песок, фигурки, мостики... Еле уговорил убрать половину - композиция сразу задышала.
При создании ландшафта учитываем три главных момента:
-
Гармония элементов. Камни, деревья и почвопокровные растения должны сочетаться как старые друзья.
-
Масштаб. И это самое сложное. Не раз видел, как рядом с миниатюрной сосной ставят камень размером с футбольный мяч.
-
Естественность. Как говорил мой учитель: "Природа не использует линейку". Все расположение элементов должно быть немного асимметричным.
Миниатюрные леса
Эх, миниатюрные леса - моя особая страсть. Представьте: 30-40 деревьев в одном контейнере, и каждое играет свою роль. Это как маленький оркестр, где важен каждый инструмент.
При создании леса соблюдаем несколько правил:
-
Используем деревья разной высоты. Крупные размещаем на переднем плане, помельче - дальше и по бокам.
-
Количество деревьев всегда нечетное. Но, когда деревьев больше двадцати, никто их не считает.
-
Создаем пространство. Главный секрет удачного леса - это пустоты между деревьями. Они создают глубину и перспективу.
На прошлой неделе восстанавливал лес из можжевельников. Предыдущий мастер посадил все деревья на одинаковом расстоянии - получился не лес, а плантация. Пришлось переделывать, создавать группы, прогалины. Теперь композиция живая, настоящая.
Практические рекомендации
Знаете, что самое сложное в искусстве бонсай? Не техника формирования и даже не знание ботаники. Самое сложное - это планирование. Эх, сколько прекрасных деревьев я видел испорченными из-за спешки и отсутствия четкого плана действий.
Планирование работ
Вот недавно принес клиент трехлетний клен. "Хочу, - говорит, - через месяц показать его на выставке". А дерево неподготовленное, ветки растут как попало, форма никакая. Пришлось объяснять, что бонсай - это как хорошее вино, его нельзя торопить.
Первый этап планирования Начинаем с оценки исходного материала. Тут важно посмотреть на три момента:
- Общее состояние дерева
- Существующую структуру ветвей
- Состояние корневой системы
Если честно, я всегда делаю зарисовки. Как-то раз положился только на память - чуть не испортил прекрасный можжевельник. Теперь для каждого дерева веду дневник, где отмечаю все этапы формирования.
Составление календаря работ Календарь - это не просто даты. Это понимание жизненного цикла дерева. Помню, как японский учитель говорил: "Ты должен знать свое дерево лучше, чем оно само себя знает". И ведь был прав!
Работа над ошибками
На ошибках учатся все. Даже у меня, после двадцати лет практики, случаются промахи. Главное - уметь их исправлять.
Типичные проблемы Образно говоря, есть три "болезни начинающих":
-
Нетерпение. Был случай - ученик так торопился сформировать крону, что обрезал все боковые ветки. "Я же по схеме делал!" - оправдывался он. А дерево чуть не погибло.
-
Избыточное усердие. На прошлой неделе пришлось спасать пятилетнюю сосну. Владелец так старательно накладывал проволоку, что перекрыл доступ питательных веществ к веткам.
-
Страх действовать. Иначе говоря, когда боятся сделать даже необходимую обрезку. Тут вспоминается история с буком - три года рос как попало, потому что хозяин боялся его трогать.
Профилактика ошибок
Как говорят японские мастера, "лучшее лечение - это профилактика". За годы практики я выработал несколько правил:
Документация Завел специальный дневник, где записываю:
- Даты всех работ с деревом
- Реакцию на обрезку и формировку
- Особенности роста и развития
Наблюдение Главное - это внимательность. Каждое утро обхожу свои деревья, смотрю на новые побеги, цвет листьев, состояние коры. Это как разговор с другом - чем чаще общаешься, тем лучше понимаешь.
Постепенность Искусство бонсай учит нас терпению. Все изменения должны быть постепенными. Как я часто говорю своим ученикам: "Лучше недоделать, чем переделать". Природа не терпит резких движений.
Восстановление поврежденных растений
Эх, помню случай - принесли ко мне трехлетний клен после сильной обрезки. Листья пожелтели, ветки наполовину засохли. Владелец уже попрощался с деревом, а я вспомнил слова своего японского учителя: "Пока есть хоть одна живая почка - есть надежда".
Первая помощь дереву При серьезных повреждениях действуем быстро:
-
Сначала оцениваем жизнеспособность основных частей дерева. На прошлой неделе спасал можжевельник после неправильной обрезки - проверял каждую веточку, осторожно царапая кору. Зеленый цвет под корой - значит, ветка живая.
-
Удаляем все явно погибшие части. Тут главное не торопиться - иногда ветка выглядит мертвой, а в ней еще теплится жизнь. Был случай - хотел срезать почерневшую ветку бука, а под омертвевшей корой обнаружил живую ткань.
Период восстановления
Восстановление - это как реабилитация после болезни. Помню, как выхаживал пятилетнюю сосну после неудачного формирования. Создал ей тепличные условия:
- Защищенное от ветра место
- Рассеянный свет
- Стабильная влажность
- Минимум подкормок
На самом деле, поврежденному дереву нужен покой. Никакой обрезки, никакого формирования - только поддерживающий уход. Как говорил мой учитель: "Дай дереву время залечить раны".
Особые случаи
Самые сложные случаи - это повреждения корневой системы. Тут действовать нужно особенно осторожно. Недавно восстанавливал бук после пересадки - корни были сильно повреждены. Пришлось:
- Сократить крону, чтобы снизить нагрузку на корни
- Создать влажный микроклимат
- Использовать стимуляторы корнеобразования
- Регулярно проверять состояние почвы
Восстановление поврежденного бонсай - это как лечение старого друга. Иногда приходится ждать месяцами, прежде чем появятся первые признаки улучшения. Но когда видишь, как на почти погибшем дереве проклевывается первая почка... Ради таких моментов и стоит заниматься бонсай.
Заключение
Хм, забавная штука жизнь... Двадцать лет назад я и подумать не мог, что какие-то деревья в горшках перевернут мою жизнь с ног на голову. А ведь перевернули.
Сижу сейчас в своем саду, смотрю на старый клен - мой первый бонсай. Ну и помучил же я его тогда! То ветку не туда загну, то проволоку слишком туго намотаю. А он, представляете, все выдержал. Растет себе, каждый год новые листья распускает. И с каждым годом все больше характера проявляет.
Эх, сколько раз ко мне приходили начинающие мастера с горящими глазами. "Научите быстро формировать бонсай!" А я им рассказываю про свой первый можжевельник. Три года пытался сделать из него что-то эдакое, мудреное. А потом как-то сел рядом, присмотрелся - а он уже давно показывает, каким хочет быть. Просто я не замечал.
Ну а если говорить по существу... Бонсай - это не просто маленькие деревья. Это истории, которые природа рассказывает тем, кто умеет слушать. Вот недавно приходит ко мне старый клиент, показывает свою сосну. "Помните, - говорит, - десять лет назад вы мне ее продали? А теперь она меня успокаивает лучше любых таблеток".
Самое сложное в нашем деле - это научиться ждать. Иначе говоря, дать дереву время показать свой характер. Был у меня случай с буком - такой упрямый попался! Два года не хотел принимать задуманную форму. А потом как-то само собой получилось именно то, что нужно. Просто пришло его время.
Каждое дерево учит нас чему-то важному. Клены учат терпению - попробуйте их поторопить, сразу листья сбросят. Сосны учат настойчивости - с ними только по-хорошему можно договориться. А можжевельники... эти вообще философы. Растут себе как хотят, хоть ты тресни.
И знаете что? Образно говоря, мы не создаем бонсай - мы просто помогаем дереву рассказать свою историю. Как говорил мой японский учитель: "Твои руки - это только инструмент. Настоящий мастер - само дерево".
Так что если вы только начинаете свой путь в искусстве бонсай - не торопитесь. Присмотритесь к своему дереву. Прислушайтесь к нему. Оно само подскажет, каким хочет стать. А наше дело маленькое - просто помочь ему в этом. Ну и научиться чему-нибудь по дороге.